Статьи

Шрифт и дислексия

Легких решений проблемы дислексии предлагают много. В том числе создаются шрифты для людей с дислексией. Один из них на фото - OpenDyslexic. Низ букв более широкий, толщина линий неоднородная. Идея их дизайна в том, что у дислексика якобы буквы вертятся, мелькают, не стабильны (мы иногда говорим, что у нас голова кружится, но это лишь метафора), поэтому их надо уравновесить, нижнюю и верхнюю часть сделать разными. Решение простое... Сейчас есть и русские варианты шрифтов для дислексии. Помогают ли они? Поговорим о роли шрифта в визуализации текста.

Чтобы понять, легче или труднее читается шрифт, надо провести эксперимент, проверить. Есть два варианта оценки: субъективная (спросить самого человека, как ему читалось) и объективная (замерить скорость чтения текста, и желательно при помощи айтрекинга - фиксации движений глаз).

Таких исследований с участием лиц с дислексией мало. Есть работы, в которых показано, что чтение беззасечковых шрифтов лучше (сравнивали Times и Arial). Есть сравнение привычных нам шрифтов и OpenDyslexic.

Так вот, к сожалению, нет подтверждений того, что OpenDyslexic читабельнее. На слайде я расположила шрифты в порядке их читабельности для всех, в том числе и для людей с дислексией. Причем OpenDyslexic объективно читается хуже даже засечковых шрифтов. Почитать об этом можно здесь:

Luz R., Baeza-Yates R. Good Fonts for Dyslexia. // Proceedings of the 15th International ACM SIGACCESS Conference on Computers and Accessibility 22 Oct. 2013. Article No. 14. - ACM New York, NY, USA. – 2013.

Пока итоги исследования читабельности шрифтов такие:

1. Рубленые шрифты лучше для начинающих читателей (кстати только они рекомендованы нашими СанПиНами для школьных учебников).

2. Рубленые шрифты лучше для компьютерных текстов (это всем известно, попробуйте найти сайт с Times New Roman - это засечковый шрифт).

3. Любое усложнение изрезанности шрифта усложняет чтение (читаем здесь: Тарасов Д.А. Зрение и чтение: монография, 2015).

Визуализация - это не только шрифт, но еще и фон, контраст, размер шрифта, интерлиньяж, апрош.


  • Курс "Читаем после букваря" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают медленно и неуверенно. Он направлен на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Печатайте и занимайтесь!

  • Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!

  • Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .
ПрофиКласс
Made on
Tilda