Статьи

Произношение и письмо: есть ли связь?

Мы часто слышим: "Как он писать(читать) будет, если половину звуков не выговаривает?" Действительно, произношение надо бы поправить до школы, там других дел хватает. Да и сензитивный период для автоматизации звуков заканчивается. Но связь между произношением и письмом не такая простая.

Нарушения произношения бывают разные. И далеко не все сказываются на овладении грамотой.
Есть замены - вместо одного звука всегда произносит другой (ЛЫБА вместо РЫБА). Есть смешения - то ШАПКА, то САПКА. И есть искажения звуков (95% всех нарушений), например, горловой звук Р.

Замены и смешения ВСЕГДА отразятся на письме. Это нарушения фонематического восприятия, нет четкого представления о фонеме (Р-Л, С-Ш). А вот искажения чаще всего не влияют на письмо и чтение. Только в тех случаях, когда есть одинаковые искажения 2 групп звуков (межзубные свистящие и шипящие звучат одинаково и ребенок их не различает). Конечно родителям сложно разобраться, поэтому рекомендация сходить к логопеду и поправить звукопроизношение до школы правильная. Пусть логопед посоветует, какой букварь взять для обучения грамоте. В зависимости от состояния речи надо выбирать порядок изучения букв.

А теперь обсудим связь письма и произношения.

1. Замен в письме не бывает! Только смешения.

2. К типичным нарушениям звукопроизношения у школьников не относятся смешения звонких-глухих согласных в устной речи. Если вы их слышите, нужно задуматься о каком-то еще нарушении (дизартрии, тугоухости). А вот в письме смешения звонких и глухих согласных встречаются. Вдруг ребенок пишет: "СОБАГА", "ЗАПОТА"
Смешение парных звонких и глухих согласных МНОКО вместо МНОГО
Смешение парных звонких и глухих согласных - дисграфическая ошибка
3. Смешений мягких и твердых в устной речи первоклассников не бывает. Могут быть смягчения какой-то группы звуков (но не всех). Например, полумягкий Л. Могут быть произносительные особенности у билингвов. Но в целом звонкость-глухость и твердость-мягкость дети очень рано начинают различать и в устной речи к школьному возрасту уже не смешивают.

4. В письме нет смешений мягких-твердых (ну или они очень редки). Есть трудности обозначения мягкости. Мягкий всегда "превращается" в твердый: не пишут Ь, вместо Люба пишут Луба. Это говорит о том, что труден не выбор фонемы (иначе были бы смешения), а способ обозначения мягкости. В русском языке мягкость согласных обозначается другой буквой: мягким знаком или йотированной гласной.
Нарушение обозначения мягкости согласных - дисграфическая ошибка
Нарушение обозначения мягкости согласных - дисграфическая ошибка
  • Курс "Читаем и пишем с логопедом" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают и пишут медленно и неуверенно. Печатайте и занимайтесь!

  • Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!

  • Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .
Логошкола
Made on
Tilda