Статьи

Что такое скаффолдинг?

Этот термин-метафора был предложен Дж.Брунером. Scaffolding — строительные леса. Аналогия со строительством дома оказалась очень удачной для разных областей - от программирования до педагогики. Построить опоры, а затем снять их, когда цель достигнута.

Сложные психические процессы сначала существуют только извне. Ребенок не рождается, умеющим говорить или читать. Это умеет взрослый. Постепенно психические функции "вращиваются" ("интериоризируются").

Но у некоторых детей процесс приобретения нужных навыков затруднен. Как быть? Как "вырастить" функцию, если она пока за пределами индивидуальных возможностей? Использовать естественные механизмы.

- Разбить задачу на элементы и максимально упростить.

- Создавать внешние наглядные опоры.

- Отрабатывать каждый элемент.

- Помогать и руководить на каждом этапе.

- Постепенно сокращать помощь и убирать внешние опоры.

Для функций 3 блока мозга (произвольная регуляция, внимание, контроль) принципиальное значение в технологии скаффолдинга имеет передача программы действия и дозирование заданий.

Например. Надо сделать упражнение по русскому языку, с таким заданием: Прочитай. Выпиши из текста существительные в три столбика в соответствии со склонением, обозначь окончания.

Научите ребенка находить этапы. Читаем задание, затем находим первый этап - прочитай. Читаем, помечаем карандашом - сделали. Теперь следующий этап - выпиши существительные. Но сначала их надо найти. Подчеркиваем их в тексте карандашом, следим, чтобы вопрос задавался - кто? что? Теперь нам нужно только у подчеркнутых слов определить склонение. Достаем памятку, подглядываем и ставим 1,2,3 над подчеркнутыми словами. Списываем слова в 3 столбика, не отвлекаясь на возврат к длинному заданию. Проверяем.

Для функций 2 блока мозга (восприятие и переработка информации) важно постепенное движение от различения далеких стимулов к различению близких, похожих. Скаффолдинг обеспечивает простоту выбора, но в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Курс "Читаем после букваря" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают медленно и неуверенно. Он направлен на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Печатайте и занимайтесь!

  • Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!

  • Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .
ПрофиКласс
Made on
Tilda