Нарушение обозначения мягкости согласных: алгоритм работы над темой
Нарушения обозначения мягкости согласных – ошибка скорее регуляторная. В русской графике для обозначения мягкого звука надо использовать чуть более сложную программу, чем обычно: писать не одну букву, а две (ЛОСЬ, например). Это непросто для всех первоклассников, но есть дети, которые пишут ЛОС и в 3-4 классе. Что делать?
Тренировать ребенка, соблюдая правило одной сложности.
1. Сначала даем слова с мягким знаком только на конце. Причем важно, чтобы других мягких согласных кроме конечного в словах не было: ЛОСЬ, РЫСЬ, КОНЬ, ПЫЛЬ и т.д. Тут алгоритм «слышу мягкий согласный – пишу мягкий знак» реализован очень просто. Мягкий звук на конце слова может быть обозначен только Ь. И никакие другие способы обозначения мягкости не используются. (2 занятия)
2. Даем слова с Ь в середине слова: КОЛЬЦА, БОЛЬНО, ПАЛЬЦЫ, ГАЛЬКА. После мягкого согласного идет другой звук, и это создает дополнительную сложность. (2 занятия).
3. Вводим в материал уроков слова с согласными, мягкость которых показана и йотированными гласными: ДЕНЬ, ЛЕНЬ, ПЕНЬ. А затем: ДЕНЬКИ, ДЕНЬГИ, КОНЬКИ. (3-4 занятия).
4. Идем от списывания к письму под диктовку. При этом алгоритм не меняется: выделение мягкого согласного из слова – обсуждение способа обозначения мягкости (Ь) – запись – проверка.
Количество уроков примерное. Повторение на других занятиях обязательное. И обращаем внимание на частотные слова с Ь. Их список можно повесить на стену.
Еще больше теории и практики по этой теме можно найти на нашем курсе.