Часто приходится читать о том, что творческая одаренность - один из симптомов дислексии. Дислексия - дар, потому что ребенок мыслит нестандартно, математически или художественно одарен и т.д. Поговорим о концепции двойной исключительности и дислексии.
Действительно, такое бывает. Двойная исключительность - это наличие у индивида исключительно низких способностей к одной деятельности и исключительно высоких к другой. Редкая неравномерность в развитии. Для ее формирования нужны биологические предпосылки, т.е. какие-то особенности функционирования мозга (наследственные или приобретенные). Но немаловажную роль играет и компенсация. Неуспешность в чем-то заставляет ребенка и его родителей направлять усилия туда, где есть ситуация успеха. Получается петь - хвалят, ребенок получает подкрепление, старается и достигает прекрасных результатов.
Чаще ли среди людей с дислексией встречаются великие математики, художники, музыканты? Не чаще, чем среди людей без дислексии. Это нисколько не умаляет достоинств дислексиков.
Меня в нынешнем восприятии дислексии обществом и специалистами беспокоят 2 момента:
1. Почему вдруг творческая одаренность стала симптомом дислексии? Дошло до того, что даже известные логопеды стали писать о том, что помимо плохого чтения у ребенка надо найти еще и хорошие музыкальные данные. Что это такое? Заигрывание с родителями?
2. Есть ощущение, что надо доказать, что детей с трудностями в обучении нельзя списывать со счетов, потому что они очень одаренные. Не надо никаких доказательств! Есть талант или нет, видим мы сейчас что-то исключительное в ребенке, или он проявит себя позже - это не имеет значения! Может быть его главный дар - любить и быть любимым. Разве дети, не проявившие исключительных способностей, не требуют заботы, внимания, уважения? Мне кажется, что это очень тревожный симптом для общества в целом - доказывать что ты не болен, ты нужен, ценен. Болеть вообще-то нормально, быть не слишком успешным в чем-то тоже нормально. И уважать любого иного без всяких условий - нормально!
Надеюсь, принятие обществом самой идеи двойной исключительности предоставит детям с дислексией возможность найти себя...
Если у вашего ребенка дислексия или трудности с чтением, рекомендуем следующие курсы:
Действительно, такое бывает. Двойная исключительность - это наличие у индивида исключительно низких способностей к одной деятельности и исключительно высоких к другой. Редкая неравномерность в развитии. Для ее формирования нужны биологические предпосылки, т.е. какие-то особенности функционирования мозга (наследственные или приобретенные). Но немаловажную роль играет и компенсация. Неуспешность в чем-то заставляет ребенка и его родителей направлять усилия туда, где есть ситуация успеха. Получается петь - хвалят, ребенок получает подкрепление, старается и достигает прекрасных результатов.
Чаще ли среди людей с дислексией встречаются великие математики, художники, музыканты? Не чаще, чем среди людей без дислексии. Это нисколько не умаляет достоинств дислексиков.
Меня в нынешнем восприятии дислексии обществом и специалистами беспокоят 2 момента:
1. Почему вдруг творческая одаренность стала симптомом дислексии? Дошло до того, что даже известные логопеды стали писать о том, что помимо плохого чтения у ребенка надо найти еще и хорошие музыкальные данные. Что это такое? Заигрывание с родителями?
2. Есть ощущение, что надо доказать, что детей с трудностями в обучении нельзя списывать со счетов, потому что они очень одаренные. Не надо никаких доказательств! Есть талант или нет, видим мы сейчас что-то исключительное в ребенке, или он проявит себя позже - это не имеет значения! Может быть его главный дар - любить и быть любимым. Разве дети, не проявившие исключительных способностей, не требуют заботы, внимания, уважения? Мне кажется, что это очень тревожный симптом для общества в целом - доказывать что ты не болен, ты нужен, ценен. Болеть вообще-то нормально, быть не слишком успешным в чем-то тоже нормально. И уважать любого иного без всяких условий - нормально!
Надеюсь, принятие обществом самой идеи двойной исключительности предоставит детям с дислексией возможность найти себя...
Если у вашего ребенка дислексия или трудности с чтением, рекомендуем следующие курсы:
- Дислексия: диагностика и коррекция техники чтения. Он подойдет не только для специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, нейропсихологов, педагогов, сталкивающихся с трудностями в обучении у детей. Родители смогут использовать все материалы курса.
- Игротека нейропсихолога. Развиваем чтение и внимание вместе с нейропсихологом Антониной Романовой.
- Готовые занятия по разным темам можно найти на нашем курсе Русский летом с логопедом. Школа чтения
- Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!
- Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .