Статьи

Что знаю? Что расскажу детям?

Овладев каким-то теоретическим знанием, учителя порой срочно стараются "просветить" родителей и даже детей. И это общая, я бы даже сказала, западноевропейская тенденция, которая наблюдается всех ступенях обучения. Оно становится излишне теоретизированным. Уже в 1 классе и "фонема", и "слабая позиция", и "слог-слияние", русскую графику изобретают вместе с детьми. Профили артикуляционные с дошколятами разбирают для постановки звуков! И даже про звуковые волны рассказывают, различая гласные и согласные.

Мы забыли основное предназначение методики как научно-практической области! Ее главная задача, и очень сложная кстати, - быть проводником между взрослым знанием и возможностями ребенка. Как сделать так, чтобы все правила, исключения, нюансы не свалились малышу на голову? Как соблюсти "правило одной сложности"? Как написать слово без ошибки, если не знаком с морфологией или фонетикой?

Уж конечно, введение всех терминов сразу делу не поможет. Роль практического научения огромна! А наши знания нужны для отбора речевого материала таким образом, чтобы последовательно подвести ребенка к теоретическому обобщению.

Возьмем знакомство с безударными гласными. Сначала наблюдение и сравнение пар слов ОН-ОНА, ВОДЫ-ВОДА. Затем вопрос ребенку: Почему вОда? Потому что вОды. Простое правило: безударный гласный надо проверять (вода-воды). Кстати, учить правила с примерами очень полезно! Сперва для упражнений подбираются такие слова, которые проверяются формой слова, а не родственным. Затем возникнет понятие корень слова, речевой материал усложнится.

Или гласные и согласные. Надо их знать? Да. Но не для того, чтобы читать научиться, а для правописания, чтобы потом правила про безударные гласные учить. Но их в любом случае проще запомнить, чем определять характер преграды для воздуха. А фонетический разбор для чего малышу? Он тоже нужен для освоения орфографии.

Всякой теории свой срок...
ПрофиКласс
Made on
Tilda