Статьи

Смешения звонких-глухих: возможные причины

Смешения звонких-глухих согласных для меня загадочная ошибка. Казалось бы, про фонематический слух мы все знаем. Уж сколько про это говорят в институте, сколько советов по его развитию в пособиях!

1. Часто ли встречается в письме? Нет, но чаще всех других видов акустических смешений. Почему? Тяжелее различать эту оппозицию? Нет, это противопоставление формируется в онтогенезе рано, к 2 годам примерно (читаем про это у Швачкина). Думаю, их просто много. 6 пар, 12 звуков-букв. Вероятность их смешений статистически выше, чем свистящих-шипящих например.

2. В чем тогда причина, если звонкость-глухость - это оппозиция раннего онтогенеза? Неужели к школе не научился различать? Возможно, проблема в плохой оперативной фонологической памяти. Не удерживает, не доносит до бумаги. А в устной речи не требовался такой ресурс. Чтоб понять обращенную речь, не нужен пофонемный перебор. Есть контекст, достаточно узнать пару звуков и общий контур слова.

3. Что делать, если в письме смешения встречаются часто (от 2 в каждой работе)? Проверять слух. Может быть снижение физического слуха. Особенно , если есть ослышки, но в целом неплохая передача звуко-буквенного состава слова (пропусков мало).

4. Может ли быть изолированное смешение одной пары? Я не встречала.

5. Могут ли быть замены в письме? Нет. Всегда смешения.

6. Сочетается ли с нарушением звукопроизношения? НЕТ! Обычно нет. Когда я в учебнике логопедии читаю про то, что при дислалии могут быть оглушения или озвончения, я удивляюсь. Это не дислалия! За ошибками такого рода в устной речи стоят либо снижение слуха, либо дизартрия (причем не та, которую мы называем стертой). И в целом это очень редкие явления, с которыми школьный логопед сталкивается в исключительных случаях. Думаю, именно из-за смешений парных согласных в письме у Лалаевой возникла дисграфия фонемного распознавания в противовес артикуляторно-акустической. Говорит правильно, а ошибки делает.
  • Курс "Читаем после букваря" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают медленно и неуверенно. Он направлен на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Печатайте и занимайтесь!

  • Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!

  • Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .
Логошкола
Made on
Tilda