Помните пантелевское ТЫблоко? Принять особенность букв Я,Ё,Ю,Е,И ребенку не так просто. Обычно сначала его знакомят с нейотированными гласными, которые обозначают один звук. Поэтому, когда дело доходит до буквы Я, которая может обозначать 2 звука (ЙА), ему трудно перестроиться. И если прочитать букву кое-как получается, то написать сложнее.
Но обычно все эти проблемы сходят на нет еще в 1 классе. Ребенок списывает слова чаще, чем пишет под диктовку. Это позволяет привыкнуть к слову, его зрительному и моторному образу, сформировать целостное восприятие. Он не обдумывает долго, какие звуки в слове яблоко, не выбирает букву по правилу в учебнике (а там есть перечисление 3 позиций, в которых йотированные гласные обозначают 2 звука). Он привык к слову ЯБЛОКО. Он также приобрел опыт, согласно которому сочетание букв ЙА, ЙО, ЙУ не встречается в языке. Он не осознает этого, но года учебы хватает, чтобы сделать имплицитные выводы: так не пишется.
Однако бывает, что дети показывают ошибки типа Юура, Яаша, зайац в 2-4 классе. О чем это говорит?
О трудности формирования скрытых обобщений, шаблонов написания. Далеко не все методика обсуждает. Она надеется, что ребенку поможет опыт, тренировка. Но дети со слабостью холистической (правополушарной) стратегии восприятия не могут выработать стереотип, целостный образ слова довольно долго.
На слайде слово ЗАЙАЦ - это ошибка ребенка, перешедшего в 4 класс. А ведь это не просто частотное, это словарное слово. Его сто раз писали.
Дети с правополушарным дефицитом могут показывать так называемое фонетическое письмо, которое похоже скорее на транскрипцию: каво, какова, што, зайац. Почитать об этом можно в большой статье Т.В. Ахутиной, в книге Нарушения письма и чтения (я про нее рассказывала в посте ниже).
Но иногда на индивидуальную когнитивную стратегию ребенка накладывается чрезмерное внимание методики к особенностям русской графики. Транскрипция дается так рано и так часто, что [йама] начинает конкурировать с ЯМОЙ. Какой уж тут стереотип...
Работать над преодолением этих ошибок можно отдельно, а можно в блоке тем, посвященных обозначению мягкости согласных на письме.
Но обычно все эти проблемы сходят на нет еще в 1 классе. Ребенок списывает слова чаще, чем пишет под диктовку. Это позволяет привыкнуть к слову, его зрительному и моторному образу, сформировать целостное восприятие. Он не обдумывает долго, какие звуки в слове яблоко, не выбирает букву по правилу в учебнике (а там есть перечисление 3 позиций, в которых йотированные гласные обозначают 2 звука). Он привык к слову ЯБЛОКО. Он также приобрел опыт, согласно которому сочетание букв ЙА, ЙО, ЙУ не встречается в языке. Он не осознает этого, но года учебы хватает, чтобы сделать имплицитные выводы: так не пишется.
Однако бывает, что дети показывают ошибки типа Юура, Яаша, зайац в 2-4 классе. О чем это говорит?
О трудности формирования скрытых обобщений, шаблонов написания. Далеко не все методика обсуждает. Она надеется, что ребенку поможет опыт, тренировка. Но дети со слабостью холистической (правополушарной) стратегии восприятия не могут выработать стереотип, целостный образ слова довольно долго.
На слайде слово ЗАЙАЦ - это ошибка ребенка, перешедшего в 4 класс. А ведь это не просто частотное, это словарное слово. Его сто раз писали.
Дети с правополушарным дефицитом могут показывать так называемое фонетическое письмо, которое похоже скорее на транскрипцию: каво, какова, што, зайац. Почитать об этом можно в большой статье Т.В. Ахутиной, в книге Нарушения письма и чтения (я про нее рассказывала в посте ниже).
Но иногда на индивидуальную когнитивную стратегию ребенка накладывается чрезмерное внимание методики к особенностям русской графики. Транскрипция дается так рано и так часто, что [йама] начинает конкурировать с ЯМОЙ. Какой уж тут стереотип...
Работать над преодолением этих ошибок можно отдельно, а можно в блоке тем, посвященных обозначению мягкости согласных на письме.
- Курс по коррекции ошибок обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Главная особенность - не теория, а практика. Мы предлагаем готовые материалы для занятий. Печатайте и занимайтесь!