В зависимости от понимания термина "фонема", фонематическое восприятие может рассматриваться как спонтанно формирующаяся способность узнавать фонемы (и поэтому понимать речь), а может - как способность не только различать фонемы, но и проводить звуковой анализ. Логопедии ближе первая трактовка.
Что значит для специалиста разведение звукового анализа и фонемного различения?
Звуковой анализ формируется только в результате обучения. Что-то ребенок может подспудно и замечает, но в целом до букваря он звуковую сторону речи не осознает. Поэтому НЕЛЬЗЯ делать вывод о наличии речевого дефекта (ФФН или ОНР), если дошкольник не может посчитать количество звуков в слове, назвать первый или последний звук. Ребенок должен для этого вообще знать, что такое звук речи. Кстати, именно для этого стучат в барабан и дуют в дудку на логопедических занятиях. Чтобы ввести понятие "звук речи", сравнить с неречевыми звуками, а потом начать изучать буквы, а вовсе не для развития фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие формируется спонтанно, в процессе общения. И если пятилетка не может показать, где миска, а где мишка, то у него есть речевое нарушение. И не важно, учили его читать или нет.
Для обследования фонетико-фонематической стороны речи ребенка, не умеющего читать, не годятся любые задания, в которых просят что-то сделать со звуками: посчитать, назвать, хлопнуть в ладоши на определенный звук.
Очень много ошибочных заключений из-за непонимания психологического содержания фонемного различения и звукового анализа.
Между прочим, звуковой анализ нужен только для алфавитных письменностей. Тем, кто пишет иероглифами, он не требуется. Поэтому некорректными методами обнаружить у китайцев ФФН очень легко (во всяком случае у древних).
Для полного погружения в тему, рекомендуем курс "Дифференциальная диагностика физического и фонематического слуха"
Что значит для специалиста разведение звукового анализа и фонемного различения?
Звуковой анализ формируется только в результате обучения. Что-то ребенок может подспудно и замечает, но в целом до букваря он звуковую сторону речи не осознает. Поэтому НЕЛЬЗЯ делать вывод о наличии речевого дефекта (ФФН или ОНР), если дошкольник не может посчитать количество звуков в слове, назвать первый или последний звук. Ребенок должен для этого вообще знать, что такое звук речи. Кстати, именно для этого стучат в барабан и дуют в дудку на логопедических занятиях. Чтобы ввести понятие "звук речи", сравнить с неречевыми звуками, а потом начать изучать буквы, а вовсе не для развития фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие формируется спонтанно, в процессе общения. И если пятилетка не может показать, где миска, а где мишка, то у него есть речевое нарушение. И не важно, учили его читать или нет.
Для обследования фонетико-фонематической стороны речи ребенка, не умеющего читать, не годятся любые задания, в которых просят что-то сделать со звуками: посчитать, назвать, хлопнуть в ладоши на определенный звук.
Очень много ошибочных заключений из-за непонимания психологического содержания фонемного различения и звукового анализа.
Между прочим, звуковой анализ нужен только для алфавитных письменностей. Тем, кто пишет иероглифами, он не требуется. Поэтому некорректными методами обнаружить у китайцев ФФН очень легко (во всяком случае у древних).
Для полного погружения в тему, рекомендуем курс "Дифференциальная диагностика физического и фонематического слуха"
- Готовые занятия по теме можно найти на нашем курсе "Русский летом с логопедом. Школа письма". Печатайте и занимайтесь!
- Курс по коррекции ошибок обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Главная особенность - не теория, а практика. Мы предлагаем готовые материалы для занятий. Печатайте и занимайтесь!