Статьи

Техника чтения

Техника чтения - это 3 показателя: скорость чтения, тип чтения и корректность.

С диагностической точки зрения, самым важным показателем является скорость чтения. Казалось бы, какая разница как быстро читает ребенок? Главное, что понимает смысл. Это не совсем верно. Во-первых, медленно читающий школьник всегда отстает от класса, не успевает осваивать нужный объем информации. Во-вторых, между скоростью чтения и пониманием прочитанного есть связь. Изолированное нарушение техники или смысловой стороны встречается не часто. А еще скорость чтения - это наиболее достоверно измеряемый показатель, чего не скажешь о понимании.

Тип чтения тесно связан со скоростью. Читать быстро по слогам не получится. Это непродуктивный способ. Хотя слоговое чтение и является нормой для начинающего читателя, в 3 классе оно уже тормозит обучение. Типы чтения: побуквенное, слоговое, слоговое с элементами синтетического, синтетическое (целыми словами).

Корректность - это правильность, безошибочность. Часто слышу, что дислексия - это специфические ошибки в чтении. Для русского языка это определенно не так. Много ошибок, читая по-русски, не сделать. Наш язык фонетически прозрачен, звуко-буквенные отношения относительно простые. Какие ошибки чаще всего бывают? Угадывания. Дети могут угадывать окончания слов или целые слова.

Когда можно оценивать технику чтения? Если бы этот вопрос мне задали 10-15 лет назад, я бы ответила: в конце 1 класса. Но теперь детей учит читать не школа, а родители. И приходят в школу первоклассники уже читающими. Поэтому отвечу так: в послебукварный период. Прошли букварь - давайте почитаем и попробуем оценить достижения.

Как специалист оценивает технику чтения? В России принято предлагать прочитать текст (это связано именно с особенностями языка). Текст берут из стандартизированных диагностических методик. Важно использовать именно стандартные стимульные материалы, иначе невозможно будет оценить погрешность, связанную с особенностями текста, его сложностью.
  • Курс "Читаем после букваря" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают медленно и неуверенно. Он направлен на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Печатайте и занимайтесь!

  • Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!

  • Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .
Логошкола
Made on
Tilda