Хочешь, чтобы класс наделал ошибок, - выбирай диктант про птиц. А еще хорошо бы с названиями: клесты, оляпки, тетерева, куропатки. И можешь даже оляпку написать на доске, повторить 10 раз. Урожай двоек и троек все равно гарантирован.
Что не так с птичкой? В слове высокая плотность соседства похожих звуков. Как в скороговорках. Именно поэтому их тяжело произносить - очень тонкие переключения с одного похожего звука на другой. Вообще смешения сходных звуков встречаются чаще в определенных позиционных условиях. В словах ПТИЧКА, ПТИЦА или пуще того - ПТИЧНИЦА рядом стоят Ц, Ч, Ть.
Ц и Ч - аффрикаты. Это сложные звуки, состоящие из двух компонентов. Ц = Т + С, Ч =Ть + Щ. Поэтому дети могут смешивать их между собой (цыпленок - чипленок) или между собой и своим компонентом (щука - чука, конец - конес). Итак, аффрикаты чаще смешиваются в определенных условиях. Но есть дети у которых этих смешений вообще много. Дело в слабости фонемной обработки (фонематического восприятия + фонологической рабочей памяти). Причем ребенок чаще всего говорит нормально, в устной речи смешений не допускает. Логопед в этом случае будет заниматься различением этих звуков в процессе выполнения письменных упражнений.
Но!
1. Важно убедиться, что нет снижения физического слуха.
2. Проанализировать ситуацию с точки зрения билингвизма. Вариант фонологической интерференции (наложения языков) для каждой пары языков свой. Русскоязычному логопеду надо вникнуть в особенности второго языка ребенка. Например, русско-татарский или русско-немецкий билингвизм могут давать проблемы с аффрикатами в письме. В этом случае логопедические пособия вполне можно использовать, но надо понимать, что имеешь дело не со специфическим речевым дефектом. Диагнозы ФФН, ОНР, дисграфия здесь неуместны.
Среди ошибок есть такие, которые невозможно трактовать однозначно (то ли влияние позиционных условий, то ли антиципация).
Примеры ошибок можно посмотреть в конце статьи. А еще одно фото - это ошибка гиперкорректности. Статья об этих ошибках.