Статьи

Что такое фонема?

Логопеды и сами привыкли к термину "фонематическое восприятие", и родителей уже приучили. Но нет-нет да и вспыхивают терминологические споры: слух или восприятие, речевой слух или фонематический. Предлагаю разобрать понятие "фонема", раз восприятие фонематическое.

О том, что фонема и звук - это не одно и то же, знают практически все. Но в чем разница, объяснить не могут. Фонема - это схема, набор важных акустических и артикуляционных признаков.

А есть еще не важные? Да. Например, в слове СУП первый звук произносится с округленными губами, а в слове САМ - нет. Логопеды иногда считают, что артикуляция С - это всегда губы в улыбке. Вовсе нет. Возьмите зеркало и скажите СУП и САМ. А теперь попробуйте потянуть огубленный и неогубленный звук С. Разницу услышали? Ну вот. А мозгу нашему это не важно. Пока не поэкспериментируешь, будешь считать, что звуки в словах одинаковые. Поэтому и потребовались такие долгие объяснения.

Мозгу для принятия решения о том, что мы слышим, нужны только те признаки звука, которые способны различить два слова. Их так и называют, смыслоразличительные признаки. Бочка-почка. Эти слова отличаются одним признаком - глухостью-звонкостью первого согласного. Но нет в русском такой пары слов, которая отличалась бы огубленностью-неогубленностью.

Итак, фонема - абстракция, схема звука, набор смыслоразличительных признаков. Если звук попадает в схему, он узнается. Другие его признаки мы просто не замечаем. А когда учим иностранный язык, никак не можем освоить те признаки, которых нет в нашем языке.

Так происходит не только с узнаванием звуков. В нашем распоряжении кинемы, графемы, артикулемы, зрительные схемы и пр. Это все наши обобщения, чувственный опыт. Например, чтобы узнать стул, нам надо увидеть сиденье, спинку и 4 ножки. А цвет не имеет значения. Нейропсихологическое понятие схемы было введено в науку сэром Генри Хэдом. Ее частный случай - фонема.

Термин "фонема" ввел И.А.Бодуэн де Куртенэ, описал ее как набор смыслоразличительных признаков Н.С. Трубецкой. Вот только у разных научных школ разный набор фонем...
  • Курс "Читаем после букваря" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают медленно и неуверенно. Он направлен на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Печатайте и занимайтесь!

  • Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!

  • Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .
ПрофиКласс
Made on
Tilda