Графические смешения логопеды чаще называют оптическими. Речь идет о смешениях похожих букв. Например, рукописные буквы и-у, п-т-р-к-н, х-ж, д-б, В-Б-Д и другие. В классификации Р.И.Лалаевой они составляют картину оптической дисграфии. Точка зрения прижилась, классификацию эту студенты уже больше 30 лет изучают в учебнике логопедии. Но еще в 80-х годах Ирина Садовникова предположила, что механизм может быть не зрительным, а моторным. Она эти ошибки называет ошибками кинетического запуска.
С точки зрения психофизиологии письма, они многофакторные, т.е. могут возникать по разным причинам: из-за зрительного дефицита (ребенок не различает образы букв), из-за кинетического дефицита (не может легко переключаться от одного движения к другому); из-за кинестетического дефицита (не может актуализировать верную схему движения).
Ну вот и вопрос. В чем причина? Анализируя детские работы, понять это невозможно. Нужно нейропсихологическое обследование ребенка, которое выявит недостаточность какого-то или нескольких компонентов.
Поэтому когда родители говорят: ну вот же работы, скажите, что с ребенком - я ответить не могу. Но! У меня могут быть предположения, диагностическая гипотеза. Она формируется на этапе анализа письма. Определенное соотношение ошибок, особенности почерка, разные виды письма, количество самоисправлений и многое другое. Анализ письменных работ должен предшествовать обследованию ребенка.
С точки зрения психофизиологии письма, они многофакторные, т.е. могут возникать по разным причинам: из-за зрительного дефицита (ребенок не различает образы букв), из-за кинетического дефицита (не может легко переключаться от одного движения к другому); из-за кинестетического дефицита (не может актуализировать верную схему движения).
Ну вот и вопрос. В чем причина? Анализируя детские работы, понять это невозможно. Нужно нейропсихологическое обследование ребенка, которое выявит недостаточность какого-то или нескольких компонентов.
Поэтому когда родители говорят: ну вот же работы, скажите, что с ребенком - я ответить не могу. Но! У меня могут быть предположения, диагностическая гипотеза. Она формируется на этапе анализа письма. Определенное соотношение ошибок, особенности почерка, разные виды письма, количество самоисправлений и многое другое. Анализ письменных работ должен предшествовать обследованию ребенка.
- Курс "Читаем и пишем с логопедом" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают и пишут медленно и неуверенно. Печатайте и занимайтесь!
- Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!
- Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .