Статьи

Что такое фонема? Продолжение

Продолжение вечной темы про фонематическое восприятие (ранее была статья про фонему как схему звука).

Фонематическое восприятие - это умение узнавать фонему. Вот только содержание этого процесса зависит от лингвистического понимания фонемы. И тут между московской и питерской фонетическими школами существенные различия. Логопеды, которые учились по классической программе, с фонетикой знакомы гораздо лучше современных выпускников и знают о существовании разных школ.

В чем различия? На рисунке 2 примера. Упрощенно говоря, питерцы считают, что в слове ДУБ на конце фонема П. Спросите ребенка или неграмотного человека, что он слышит на конце слова, он ответит - П. С этого уровня фонологического осознания начинается вхождение в грамоту. Питерская фонема более "психологична". И для логопедии характерно скорее такое понимание фонемы. Узнал звук - хорошо, не узнал - на логопедические занятия.

Москвичи считают, что в этом слове фонема Б, потому что есть слово ДУБЫ. Такой обобщенный образ звука доступен только грамотному человеку. Взрослые люди кстати абсолютно уверены, что слышат там Б. Выучились ). Это понимание фонемы более "лингвистично".

Неудивительного, что методика преподавания языка строится скорее на московской фонетической школе. И в ней фонематическое восприятие по сути предполагает звуковой и морфемный анализ. Поэтому логопедия, встречаясь с московским пониманием фонематического восприятия, в котором упоминается количественный анализ состава слова (Эльконин), вдруг лихорадочно начинает искать разницу между фонематическим слухом и восприятием, искать единственно правильный термин и т.д.

Все и просто, и сложно. Питерская фонема возникает в языковом сознании спонтанно, а московская - только в результате специального обучения в школе, и без звукового и морфемного анализа такой уровень фонематического восприятия недостижим.

Главная особенность - не теория, а практика. Мы предлагаем готовые материалы для занятий. Печатайте и занимайтесь!
ПрофиКласс
Made on
Tilda