Пропуски букв - наиболее частая дисграфическая ошибка. Обычно их много у всех ребят с нарушениями письма. Это объясняется тем, что пропуски букв - тоже полифакторная ошибка (как и графические смешения), т.е. возникать она может по разным причинам.
Хотя в логопедии прочно утвердилось мнение о том, что пропуски - результат несформированности звукового (языкового) анализа и синтеза. Даже дисграфия есть языкового анализа и синтеза (по Р.И.Лалаевой). Однако сам по себе языковой анализ является учебным навыком. Он не возникает спонтанно в процессе развития ребенка. Ему учат. Получается что ребенка учили, но не научили. Почему? Здесь могут сыграть роль как речевые, так и неречевые механизмы. Давайте подумаем, какие именно.
1. Трудности фонологической обработки вследствие речевых проблем. Ребенок не может удержать в памяти количество и последовательность звуков. Роль оперативной рабочей памяти в письме очень велика.
2. Проблемы с произвольной регуляцией, вниманием, которые могут приводить к потере элементов на любом этапе: при проведении звукового анализа, при составлении и реализации программы написания. Т.е. потерять можно и звук, и букву (графему, кинему).
3. Трудности серийной организации движений - кинетическая диспраксия (о ней говорилось в предыдущем посте). Ребенок не может выстроить двигательную серию, упрощает ее, теряя кинемы. У него есть трудности переключения с одного движения на другое, когда сходный элемент может спровоцировать запуск уже следующей буквы.
Вообще роль регуляторной незрелости в патогенезе дисграфии очень велика. Анализ большинства ошибок показывает, что у них могут быть регуляторные причины. Однако изучение только письменных работ не дает ответа на вопрос, что за нарушение у ребенка. Мы можем сделать лишь некоторые предположения по характеру пропусков, по соотношению других ошибок.
Хотя в логопедии прочно утвердилось мнение о том, что пропуски - результат несформированности звукового (языкового) анализа и синтеза. Даже дисграфия есть языкового анализа и синтеза (по Р.И.Лалаевой). Однако сам по себе языковой анализ является учебным навыком. Он не возникает спонтанно в процессе развития ребенка. Ему учат. Получается что ребенка учили, но не научили. Почему? Здесь могут сыграть роль как речевые, так и неречевые механизмы. Давайте подумаем, какие именно.
1. Трудности фонологической обработки вследствие речевых проблем. Ребенок не может удержать в памяти количество и последовательность звуков. Роль оперативной рабочей памяти в письме очень велика.
2. Проблемы с произвольной регуляцией, вниманием, которые могут приводить к потере элементов на любом этапе: при проведении звукового анализа, при составлении и реализации программы написания. Т.е. потерять можно и звук, и букву (графему, кинему).
3. Трудности серийной организации движений - кинетическая диспраксия (о ней говорилось в предыдущем посте). Ребенок не может выстроить двигательную серию, упрощает ее, теряя кинемы. У него есть трудности переключения с одного движения на другое, когда сходный элемент может спровоцировать запуск уже следующей буквы.
Вообще роль регуляторной незрелости в патогенезе дисграфии очень велика. Анализ большинства ошибок показывает, что у них могут быть регуляторные причины. Однако изучение только письменных работ не дает ответа на вопрос, что за нарушение у ребенка. Мы можем сделать лишь некоторые предположения по характеру пропусков, по соотношению других ошибок.
- Курс "Читаем и пишем с логопедом" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают и пишут медленно и неуверенно. Печатайте и занимайтесь!
- Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!
- Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .