Поговорить о смешениях по акустико-артикуляционному сходству хочу с нескольких позиций.
1. Как часто встречаются? Редко. Если я вижу их в большом количестве, то сразу задаю вопрос про физический слух. Делали ли аудиометрию? Не шепотный тест, а именно аппаратурный вариант. Недиагностированные снижения слуха совсем не редкость. Бывает, что подозрение возникает, только когда ребенок начинает писать под диктовку.
2. Сочетаются ли они с нарушением звукопроизношения? Не обязательно. Есть дети которые говорят правильно, но в письме допускают такие ошибки (делают их не часто, но в сочетании с другими смешениями). Бывает, что эти ошибки соотносятся с аналогичными заменами или смешениями в устной речи. Замечу, что в письме замен не бывает. Если они есть в устной речи, то в письме будут смешения.
3. Могут ли искажения звуков в устной речи привести к смешениям на письме? Обычно нет, только в особых случаях. Например, межзубное произношение свистящих само по себе не даст смешений свистящих и шипящих на письме. Но если ребенок межзубно произносит и свистящие и шипящие, то для него эти звуки не различаются, и тогда смешения на письме будут. В этом смысле рекомендация исправить звуки до школы вполне правильная. Правда не со всеми звуками все так однозначно, и, разбирая другие смешения, мы в этом убедимся.
4. В чем причина таких смешений? Традиционный для логопедии ответ - в нарушении фонематического слуха. Мне думается, что здесь нам еще предстоит осознать роль отдельных составляющих процесса фонемного различения. В частности фонологической рабочей памяти. Дело не в том, что ребенок не способен узнать фонему, а в том, что в затруднено удержание в оперативной памяти звуков, всех их важных (смыслоразличительных) свойств. Раньше ему это не требовалось. Нам не нужно опознавать и удерживать все свойства звуков в процессе восприятия речи. А для письма нужен пофонемный перебор. Поэтому бывает, что произношение хорошее, а вот на письме смешения. Не донес узнанное до листа бумаги.
1. Как часто встречаются? Редко. Если я вижу их в большом количестве, то сразу задаю вопрос про физический слух. Делали ли аудиометрию? Не шепотный тест, а именно аппаратурный вариант. Недиагностированные снижения слуха совсем не редкость. Бывает, что подозрение возникает, только когда ребенок начинает писать под диктовку.
2. Сочетаются ли они с нарушением звукопроизношения? Не обязательно. Есть дети которые говорят правильно, но в письме допускают такие ошибки (делают их не часто, но в сочетании с другими смешениями). Бывает, что эти ошибки соотносятся с аналогичными заменами или смешениями в устной речи. Замечу, что в письме замен не бывает. Если они есть в устной речи, то в письме будут смешения.
3. Могут ли искажения звуков в устной речи привести к смешениям на письме? Обычно нет, только в особых случаях. Например, межзубное произношение свистящих само по себе не даст смешений свистящих и шипящих на письме. Но если ребенок межзубно произносит и свистящие и шипящие, то для него эти звуки не различаются, и тогда смешения на письме будут. В этом смысле рекомендация исправить звуки до школы вполне правильная. Правда не со всеми звуками все так однозначно, и, разбирая другие смешения, мы в этом убедимся.
4. В чем причина таких смешений? Традиционный для логопедии ответ - в нарушении фонематического слуха. Мне думается, что здесь нам еще предстоит осознать роль отдельных составляющих процесса фонемного различения. В частности фонологической рабочей памяти. Дело не в том, что ребенок не способен узнать фонему, а в том, что в затруднено удержание в оперативной памяти звуков, всех их важных (смыслоразличительных) свойств. Раньше ему это не требовалось. Нам не нужно опознавать и удерживать все свойства звуков в процессе восприятия речи. А для письма нужен пофонемный перебор. Поэтому бывает, что произношение хорошее, а вот на письме смешения. Не донес узнанное до листа бумаги.
- Курс "Читаем и пишем с логопедом" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают и пишут медленно и неуверенно. Печатайте и занимайтесь!
- Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!
- Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .