Смешения лабиализованных (огубленных) гласных О-У - ошибка, которая встречается на начальных этапах овладения письмом. Нужно учитывать несколько важных моментов.
1. Смешения звуков О-У выражаются в смешении 2 пар букв: О-У, Ё-Ю. Часто последнюю пару путают с нарушением обозначения мягкости согласных.
2. Однозначно можно трактовать как дисграфическую ошибку только тот случай, когда этот звук находится под ударением: клёква (клюква), набохли (набухли).
3. Безударные позиции - орфографическая ошибка: окони (окуни), голоби (голуби). Почему? Потому что качественная редукция звука У есть (О - понятно, что она есть)! Об этом можно почитать фонетистов (Богомазов - Фонетика; Елена Риехакайнен - см. последние статьи). Вообще с У-О все не так просто в спонтанном произношении. Оказывается для русского нормативно дифтонгоидное произношение (то ли О, то ли У), женщины произносят эти звуки менее отчетливо, чем мужчины. А в заударных позициях слышатся такие "осколки" звука, что дети пишут: синИю юбку.
4. Однако школьная методика не учит проверять безударный У. Напомню, детям говорят, что в безударном положении надо проверять, какая пишется буква: О-А, Я-Е-И. Почему? Скорее всего, особенности ее функционирования в языке такие, что проверить чаще не получится. Поэтому методика рассчитывает на то, что ребенок накопит визуальный и двигательный словарь, т.е. запомнит и потренируется писать такие слова. В этом ничего необычного нет, нельзя вывалить на ребенка сразу всю теорию. Что-то формируется имплицитно, тренировкой без объяснений.
Но логопеду важно помнить, что есть различение в сильной позиции, а есть словарь для тренировки. А если у ребенка смешения только в безударном положении, то дело не в фонематическом восприятии.
5. Как говорят те, кто смешивает в письме О-У под ударением? Чаще всего нормально. Не случайно, кстати, дошкольные логопеды и не тренируют никогда различение этих звуков. Для нашего уха, вероятнее всего, и не будут слышны те минимальные изменения, которые есть в речи ребенка. Если только выраженная дизартрия. И то это воспринимается как снижение разборчивости (которая от гласных и зависит в первую очередь).
1. Смешения звуков О-У выражаются в смешении 2 пар букв: О-У, Ё-Ю. Часто последнюю пару путают с нарушением обозначения мягкости согласных.
2. Однозначно можно трактовать как дисграфическую ошибку только тот случай, когда этот звук находится под ударением: клёква (клюква), набохли (набухли).
3. Безударные позиции - орфографическая ошибка: окони (окуни), голоби (голуби). Почему? Потому что качественная редукция звука У есть (О - понятно, что она есть)! Об этом можно почитать фонетистов (Богомазов - Фонетика; Елена Риехакайнен - см. последние статьи). Вообще с У-О все не так просто в спонтанном произношении. Оказывается для русского нормативно дифтонгоидное произношение (то ли О, то ли У), женщины произносят эти звуки менее отчетливо, чем мужчины. А в заударных позициях слышатся такие "осколки" звука, что дети пишут: синИю юбку.
4. Однако школьная методика не учит проверять безударный У. Напомню, детям говорят, что в безударном положении надо проверять, какая пишется буква: О-А, Я-Е-И. Почему? Скорее всего, особенности ее функционирования в языке такие, что проверить чаще не получится. Поэтому методика рассчитывает на то, что ребенок накопит визуальный и двигательный словарь, т.е. запомнит и потренируется писать такие слова. В этом ничего необычного нет, нельзя вывалить на ребенка сразу всю теорию. Что-то формируется имплицитно, тренировкой без объяснений.
Но логопеду важно помнить, что есть различение в сильной позиции, а есть словарь для тренировки. А если у ребенка смешения только в безударном положении, то дело не в фонематическом восприятии.
5. Как говорят те, кто смешивает в письме О-У под ударением? Чаще всего нормально. Не случайно, кстати, дошкольные логопеды и не тренируют никогда различение этих звуков. Для нашего уха, вероятнее всего, и не будут слышны те минимальные изменения, которые есть в речи ребенка. Если только выраженная дизартрия. И то это воспринимается как снижение разборчивости (которая от гласных и зависит в первую очередь).
- Курс "Читаем после букваря" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают медленно и неуверенно. Он направлен на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Печатайте и занимайтесь!
- Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!
- Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .