Что можно понять про ребенка за 15 минут беседы? А за час? Для профессионала очень важно понимать, какую задачу он может решить за короткий срок, а какую - при длительном обследовании. Когда я слышу, что профессионализм - это умение за 5 минут поставить диагноз (а речь идет об оценке психических функций), я расстраиваюсь. И всегда расстраиваю бизнес-менеджеров, пытаясь добавить еще полчаса к часовой диагностике, разбить ее на несколько встреч. Это коммерчески невыгодно. И частным центрам, и государственным структурам.
Это не значит, что я не провожу коротких диагностик. Вопрос в их цели. Скрининг как вариант обследования нацелен на первое грубое просеивание. Он используется на поликлинических коротких приемах, в образовательных организациях в начале и конце года. Специалист лишь делает предположение о том, есть ли проблема.
Для описания же речевого или нейропсихологического статуса ребенка требуется развернутое обследование. Его длительность - от часа до двух. А для характеристики письменной речи потребуется еще анализ письменных работ. Обычно в результате можно сформулировать логопедическое заключение. А иногда приходится отправлять ребенка на дополнительные обследования к специалистам другого профиля.
И при этом мы все равно не видим реальной картины. Как ребенок говорит в живом общении, в привычной ситуации, со знакомыми людьми? Как он берет материал на уроке? Вовлечен ли он в занятие? Как быстро устает? Какие задания лучше выполняет? На эти вопросы отвечает динамическое наблюдение. Такой вариант обследования - роскошь, которую могут позволить себе только умные, не перегруженные работой практики.
Итак, терпения и мудрости всем: родителям, педагогам, психологам и тем, кто обеспечивает их взаимодействие! И тогда наши дети имеют шанс получить адекватную психологическую поддержку и хорошее образование.
Это не значит, что я не провожу коротких диагностик. Вопрос в их цели. Скрининг как вариант обследования нацелен на первое грубое просеивание. Он используется на поликлинических коротких приемах, в образовательных организациях в начале и конце года. Специалист лишь делает предположение о том, есть ли проблема.
Для описания же речевого или нейропсихологического статуса ребенка требуется развернутое обследование. Его длительность - от часа до двух. А для характеристики письменной речи потребуется еще анализ письменных работ. Обычно в результате можно сформулировать логопедическое заключение. А иногда приходится отправлять ребенка на дополнительные обследования к специалистам другого профиля.
И при этом мы все равно не видим реальной картины. Как ребенок говорит в живом общении, в привычной ситуации, со знакомыми людьми? Как он берет материал на уроке? Вовлечен ли он в занятие? Как быстро устает? Какие задания лучше выполняет? На эти вопросы отвечает динамическое наблюдение. Такой вариант обследования - роскошь, которую могут позволить себе только умные, не перегруженные работой практики.
Итак, терпения и мудрости всем: родителям, педагогам, психологам и тем, кто обеспечивает их взаимодействие! И тогда наши дети имеют шанс получить адекватную психологическую поддержку и хорошее образование.
- Курс "Читаем и пишем с логопедом" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают и пишут медленно и неуверенно. Печатайте и занимайтесь!
- Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!
- Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .