Статьи

Случай из практики: Кто может поставить диагноз дислексия?

Бороться с самодиагностикой конечно надо, но не слишком надеясь на успех. Что делать, мы все читаем интернет, если у нас что-то заболело. Причем наверняка есть зависимость между качеством и доступностью помощи (медицинской или психологической) и тем, как часто люди занимаются самодиагностикой и самолечением.

Главная беда при самодиагностике в том, что любое нарушение письма воспринимается как дисграфия, любые трудности в чтении как дислексия. А диспраксия - это что-то про плохую моторику и почерк, и это у нас тоже есть. Эти термины воспринимаются как названия симптомов, что неверно.

Дислексия - специфическое нарушение чтения. Это значит, что у ребенка с нормальным интеллектом, по каким-то причинам (разным, кстати говоря, поэтому и общей методики коррекции нет) не формируется учебный навык в те же сроки и так же хорошо, как у сверстников. Причем дело именно в особом типе развития у ребенка когнитивных (познавательных) функций.

А что же тогда неспецифические нарушения чтения? Замечу, что словосочетание "специфическая дислексия" не используется специалистами, поскольку в нем самом противоречие. Неспецифические нарушения чтения - это трудности с развитием навыка у детей с ментальными нарушениями, с поведенческими расстройствами, с педагогической запущенностью и т.д. Часто ли они встречаются? Конечно.

Итак, кто "выдает" родителю заключение? Логопед. Это его профессиональная задача. Но! Логопед должен убедиться, что все критерии исключения соблюдены, т.е. у ребенка нет умственной отсталости или чего-то еще. Тут нужно заключение психолога и/или психиатра.

А может ли психиатр сделать заключение о дисграфии? Боюсь, что часто врач не способен оценить письменную работу или вообще не делает этого, ориентируясь только на жалобы мамы. Чтение ребенка он тоже не слушает... Это неверно. Учебный навык надо оценивать! Причем делать это должен педагог, т.е. логопед!
  • Курс "Читаем после букваря" хорош для дошкольников и школьников, которые закончили букварь, но все еще читают медленно и неуверенно. Он направлен на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Печатайте и занимайтесь!

  • Комплект материалов на развитие буквенного гнозиса + руководство от нейропсихолога и логопеда на курсе "Как преодолеть зеркальность". 147 упражнений. Учитесь, играя!

  • Специалисты, обучая грамоте, нередко сталкиваются с ситуациями, когда дети не могут запомнить образ буквы, связать букву и звук. На курсе "Букваренок" вы узнаете все о диагностике и развитии зрительных функций в процессе чтения .
ПрофиКласс
Made on
Tilda